Интервью с Kane об итогах сезона
Большое интервью с тренером команды
На соревновательной сцене CS:GO временное затишье: ключевые турниры сезона-2017/2018 отгремели, и теперь игроки набираются сил в преддверии осенних чемпионатов, включая долгожданный мейджор. О последних результатах NAVI.GG.BET, непростой роли тренера и взаимной нелюбви с Dust2 — в обширном интервью с Михаилом «Kane» Благиным.
— Как оцениваешь выступление команды в прошедшем сезоне?
— Прошедший сезон начался трудно, но закончился фантастически. Наверное, правильнее будет говорить о работе за целый год. Стартовый период всегда непростой: состав был очень сырым как в плане игры, так и в уверенности в своих силах. Денис «seized» Костин, к сожалению, стал «разменной монетой», но необходимо понимать, что атмосфера в коллективе была нездоровой, негатив копился после многих неудач, которые команда пережила ещё до моего появления в ней.
Цель любого подразделения NAVI — быть лидером на мировой сцене, и поначалу это казалось недостижимой планкой. Потенциал игроков был виден сразу — другое дело, что для меня работа с этими ребятами стала новым вызовом. Я побеждал с командой на чемпионате мира, но достигнуть этого гораздо проще, чем возглавить мировой рейтинг. Мы так близки к осуществлению запланированного, что, кажется, сами ещё не поверили в это. Жалеть не стоит: мы заканчиваем сезон вторыми, тем интереснее будет следующий. А оценка… Можно лучше, но ровно на одну ступеньку: поставлю нам пятёрку с минусом.
— Какие турниры лично для тебя стали знаковыми и запомнились больше всего? Что их сделало таковыми?
— Каждый турнир был по-своему важен, но я бы выделил оба сезона StarLadder. На одном из них мы уступили противнику в финале, а второй открыл нам путь к победам в этом году. Первый StarLadder помог нам обрести уверенность в своих силах, понять, что мы готовы конкурировать с любой командой, а второй показал, что мы созрели для больших побед. Не углубляясь в игровые тонкости, скажу, что тут речь скорее о психологической зрелости коллектива.
— Можешь вспомнить матч, в котором, по-твоему, ты ошибся и это сильно повлияло на поединок? Расскажи о таком матче и ситуации, связанной с ним.
— Мы не так часто проигрывали… Ошибок было много, но и путь мы прошли длинный. Лично я ошибся в финале турнира в Марселе. Это была оплошность не стратегического характера, а нашей коммуникации с Даней. В тот момент мы отдалились, и во время игры произошёл конфликт, которого можно было избежать. Ошибся с пиком Inferno в матче против Team Liquid в Далласе. Ошибся с подготовкой и мотивацией команды на последнем турнире в Атланте. Как видишь, дорогие ошибки.
— А теперь мог бы привести в пример игру, где, наоборот, твои решения оказали наибольшее влияние? Что произошло в том поединке?
— Что касается точечных колов в игре, пожалуй, я приведу в пример игру против Astralis в Кёльне. На Inferno было три паузы, которые в итоге оказались результативными для нашей команды. Я не буду раскрывать всех деталей, потому что не стоит посвящать в них всех.
— Как ты видишь роль тренера в Counter-Strike? Этот человек должен только изучать соперников, быть психологом или что-то ещё? Опиши идеального тренера в CS.
— Для меня ничто не бывает идеальным, наверно, поэтому я и добиваюсь хороших результатов в работе с моими командами. Я знаю только, что перед тренером надо ставить задачи и спрашивать соответственно. То, каким способом он будет добиваться желаемого, для меня не имеет значения. Тем не менее глубокие познания в игре и психологии — большой плюс для тренера.
Тренер — это самый близкий к команде человек, который должен помогать ей становиться лучше и следить, чтобы коллектив двигался в верном направлении, но в итоге судить его будут за результаты.
— Как ты совершенствуешься в роли тренера? Какими средствами пользуешься? Может, есть примеры того, что ты позаимствовал из большого спорта?
— Сейчас я сосредоточен на изучении литературы в этой области. Могу сказать одно: чтобы стать лучше как тренер, нужно развивать свою личность и становиться лучше как человек. Мне близок футбол как командный вид спорта, у него есть много общего с Counter-Strike. Могу привести в пример Карло Анчелотти. Его стиль хорош. Плоды получает тот, кто много трудится, и не всегда всё получается сразу. Возможно, даже тренер не получит результат с командой и уйдёт, но я уверен, что за работу всегда воздастся.
— Нередко случается так, что к команде присоединяется опытный тренер, но привести подопечных к победам у него не выходит... В каких условиях взаимодействие тренера с игроками будет наиболее результативным? Что нужно для того, чтобы сотрудничество действительно принесло плоды?
— Чтобы тренер смог реализовать свой потенциал, он должен найти контакт со своими подопечными. Это может быть быть по-разному, ведь все люди разные. Кому-то нужны дружеские отношения, для кого-то тренер должен быть человеком, который стоит за спиной с кнутом. Для себя я выработал стратегию, думаю, она рабочая, но с её реализацией пока что есть некоторые проблемы.
— Есть ли в традиционном спорте такой тренер, которого ты воспринимаешь как достойный подражания пример? Почему именно он?
— Таких тренеров много, и я не хочу выбирать кого-то одного. Лично мне было бы очень интересно почитать биографию Зидана. В детстве это был мой любимый игрок. Выиграть три Лиги чемпионов подряд — это что-то нереальное.
— На твой взгляд, что делает команду Astralis практически непобедимой в нынешних реалиях Counter-Strike? Как оцениваешь работу Zonic’a?
— Astralis, прежде всего, отличает хорошая дисциплина, а в плане работы уж точно они в первых рядах. Я бы выделил именно эти качества. И ещё одно — смирение. Zonic… Мне тяжело судить человека, когда не знаком с ним лично. По моему мнению, он нашёл свою команду, у них хорошая синергия. Думаю, он справляется со своей работой, искать другого нет смысла, пока всё идёт хорошо. CS стремительно развивается, нет времени притираться к людям.
— Недавно в своей группе VK ты написал: «Второй день просыпаюсь с мыслями… Как же мы могли им проиграть? Как?!» Как тренер, что ты хотел бы изменить при подготовке к этой игре и во время самого матча?
— Всего лишь вернуться назад и осознать вместе с игроками, как же мы близко, что нам остался последний рывок. Рывок к чемпионству, а не к отпуску. Свои мысли поменял бы в том числе. Усталость была громадной, но цена оказалась высока. Мы выдохнули раньше времени.
— Затронув игру с Liquid, не могу не спросить: почему они столь плохо выступают против Astralis? По картам счёт составляет 14:2 в пользу датчан, при этом оба раза американцы одержали победу на Mirage.
— Одна команда играет лучше другой, а это вылилось в цифры. Сильные стороны Team Liquid не работают против датчан.
— За счёт чего Natus Vincere удалось наконец-то выйти на победную стезю, завоевав три чемпионских титула подряд?
— Это могло случиться раньше. Когда что-то неизбежно, оно неизбежно случается: мы достойны были этого результата, и это произошло. Главный успех в этих турнирах был в том, что мы готовы были проиграть карту, но не боялись проиграть игру. Разрешили себе допускать ошибки. В обеих партиях с Liquid мы, проиграв первый Dust2, выходили из состояния равновесия, становились слишком предвзяты к себе, играли не так, как умеем.
— Чуть более полугода назад Zeus сказал, что вы нацелены на долгосрочный результат и методично работаете над разными аспектами командной игры. Расскажи, какие проблемы в тот момент были в коллективе.
— Всегда есть проблемы, и всегда идёт работа над их решением. Мы люди, а людям тяжело жить без проблем. Я не думаю, что стоит выставлять их напоказ.
— Некоторые аналитики считают, что поражение на ELEAGUE было необходимо команде, чтобы держаться в тонусе и настроиться на нужный лад перед главным турниром осени. Согласен с этим мнением?
— Выходит, оно действительно было нужно. Если бы победили, не было бы нужно (улыбается). В данный момент мне сложно судить о том, как оно поможет нам в будущем. Факт: мы пресытились работой, а после поражения в матче с Liquid хотелось зубами землю грызть… Но это мимолётный эффект. Например, такое было в Кёльне после игры с G2. Поражения всегда полезны, но я бы предпочёл проиграть в Швеции, а не в Америке.
— После возвращения Dust2 в активный маппул NAVI проиграли все свои матчи на этой карте. Чем обусловлены такие результаты? Что не получается у команды на данной арене?
— Первое, что хочу сказать: Dust2 я считаю картой, которая не до конца подходит для нынешнего соревновательного CS. Мы хотим играть в более сложную игру, иметь возможность обыгрывать противников за счёт тактики и стратегии. На Dust2 нам не хватает побед. Мы проиграли 16:14 три раза, проиграли 16:13, но все эти матчи могли выиграть. Некоторые так и вовсе должны были выиграть.
Мы продолжим практиковаться на ней, уверен, победы придут, но пока что наша проблема в том, что мы попросту не любим эту карту, а она отвечает нам взаимностью. Полюбим — начнём побеждать.
— В чем заключается уникальность s1mple? Как ему удаётся из раза в раз выступать на столь высоком уровне?
— Саша — это как Криштиану Роналду в футболе. В чём уникальность Роналду? 90 % работы над собой и 10 % таланта. Я не говорю, что у Саши мало таланта, он очень умный игрок, и хочется выделить это. Однако чтобы реализовать свои задумки, ему надо всегда находиться в оптимальной форме.
— Не раз в интервью Саша упоминал, что он многому научился у тебя, да и остальные ребята никогда не умаляют твой вклад в общий успех. Можешь более подробно раскрыть моменты, которые ты пытаешься донести до команды в целом?
— Конкретных примеров не будет, могу сказать, что я всё время стараюсь найти то, в чём мы можем стать лучше. Даже самая незначительная мелочь может пригодиться.
— А значительно ли отличается твой подход к каждому из игроков? Расскажи о ключевых моментах индивидуальной работы.
— Мне не безразличен любой игрок из моей команды, и это касается не только игры но и того, что происходит у них в жизни. Мы часть большой семьи: проводим времени вместе больше, чем даже со своими родными. Именно поэтому важен любой фактор. Человек может раскрыться полностью только тогда, когда находится в благоприятной для него атмосфере. Нам нет смысла обманывать друг друга. Не только я стараюсь помочь, но и любой другой участник коллектива. Надеюсь, игроки знают: я всегда стараюсь их услышать.
— Оценивая выступления на турнирах, выявляя слабые места, ты руководствуешься только личными наблюдениями?
— Нет, я не читаю сторонний фидбэк и всегда полагаюсь на себя больше, чем на кого-либо другого. Если интересуют дополнительные софты, то уже давно многие используют софт для быстрого просмотра демок. Я его не использовал, но собираюсь опробовать после отпуска!