publications-bg

EPICENTER XL: большое интервью с Crystallize

Dota 2 / Новости / 7 мая 2018 — 03:33

Crystallize: «Когда начинается матч, игра — это всё, что меня волнует»

По завершении московского EPICENTER XL мы пообщались с керри ua NAVI.GG.BET ua Владиславом «Crystallize» Кристанеком. В обширном интервью Влад рассказал, в чём заключаются основные проблемы команды, поделился впечатлениями о минувшем турнире, уделил внимание новым на профессиональной сцене героям, а также оценил личный прогресс за время пребывания в ua Natus Vincere.

— Привет, Влад! Как настроение после действительно обидного для вас поражения в матче с br paiN Gaming?

— Немного обидно, что, по сути, один матч нас отделял от плей-офф и мы проиграли — ещё и, так сказать, аутсайдеру. При этом мы выиграли у фаворитов в группе, но даже так попасть в плей-офф не удалось.

— Кстати, о победах. Вы обошли ru Virtus.pro. Это был неожиданный эмоциональный подъём, рывок вперёд, или победа, которую вы действительно заслужили тщательной подготовкой?

— Думаю, эта победа досталась нам заслуженно. Мы действительно долго готовились к встрече с этим соперником, приложили особенно много усилий, детально разбирали игры ru VP. В соответствии с этим добавляли новых героев, даже начали больше импровизировать именно в данном матче.

— Поговорим немного на выборе героев. Вы делаете все пики, исходя из того, что планирует Dendi? Твоё личное мнение учитывается, например, при обсуждении керри?

— Всё происходит не совсем так. Я участвую в принятии решений, но в выборе героев для ребят — в меньшей степени. А вот основного керри предлагаю я, иногда мнение высказывает ua XBOCT.

— Ты прислушиваешься к словам тренера?

— Конечно. ua XBOCT для меня авторитет.

— Иногда появляется ощущение, что некоторыми героями ты играешь не столь же уверенно, как персонажами из основного пула. У тебя просто меньше практики?

— Герои, которых я не слишком хорошо знаю, которыми слабо владею, в наших драфтах не появляются. Я сразу обозначил тех, которыми мне некомфортно управлять. Наши пики — это мой осознанный выбор, в определенной степени даже мои просьбы.

— В турнирном режиме появились Techies, Pangolier и Dark Willow. Так или иначе на соревновательной сцене засветились все трое. На твой взгляд, насколько они вписались в профессиональную Dota 2?

— До недавнего патча Dark Willow была слишком сильной, её ослабили, стали брать реже, но она всё ещё вполне пригодна для игры. Pangolier, напротив, стал на порядок сильнее, поскольку ультимейт нельзя прервать станом. Это серьёзное улучшение. Techies, по моему мнению, вообще не стоило добавлять в CM. Он не вписывается в концепцию соревновательной дисциплины.

— Раз Pangolier получил буст, может ли он появиться на позиции керри или мидера?

— Вряд ли. Лично я не вижу в нём такого потенциала. Он не наносит достаточно урона «с руки», слабо стоит на линии, его способности незначительно улучшаются с течением времени.

— А что насчёт Techies? Его брали eu Team Secret. Вы не подумали, что это в некотором роде шутка? Вот вы увидели: Techies, Wraith King. Какие мысли были у команды в тот момент?

— Скажу честно, у меня появилось такое чувство, что ee Puppey с командой решили повеселиться. Глядя на первые два пика, мы поняли, что им не выиграть.

— Не спровоцировали спортивную злость?

— Нет, мы сохраняли концентрацию и трезвый взгляд на вещи.

— Не могу не спросить тебя непосредственно о турнире. Какие впечатления остались после «Эпицентра»?

EPICENTER XL — очень комфортный турнир в том плане, что комнаты для тренировок расположены в отеле, ты там играешь, не нужно никуда ехать. Были, правда, небольшие перебои с Интернетом, он просто периодически «вылетал», но это только в первые дни.

— На фоне остальных участников вы держались вполне уверенно. Чего не хватило ua NAVI в проигранных матчах для победы?

— В первой игре против eu OG мы неправильно подошли к подготовке. То, что готовили, не взяли. Пришли на матч, начали зачем-то импровизировать, сыпалось слишком много разных предложений — начался хаос. Возможно, нервозность сделала своё дело. А после ru Virtus.pro импровизация нам уже удавалась. На такой волне мы стали смелее в выборе героев, пикали даже тех, кем не тренировались, но верили, что всё получится. Думаю, это нам помешало.

— Мне довелось пообщаться с фанатами ua NAVI. Многие из них считают, что команде не хватает сыгранности и внутриигровой координации. Ты согласен с тем, что у вас есть такие проблемы?

— Нашему коллективу недостает человека, который просто скажет: «Нужно сделать так». Чтобы его слова не вызывали вопросов, чтобы мы просто шли — и делали. Нужна жёсткая рука.

— Как считаешь, какая стадия игры удаётся ua NAVI лучше всего?

— Обычно мы хорошо проводим лайнинг. Перед началом матча в подробностях обсуждаем старт, первые минуты. Решаем, кто куда пойдёт, кто против кого стоит, нужно ли придумывать нестандартные расстановки по линиям.

— В дальнейшем ваши решения иногда кажутся необдуманными, будто бы вы теряете нить игры. Это тоже связано с отсутствием яркого лидера?

— Тут целый ряд факторов. Порой сказывается недостаток идей, в некоторых же случаях вариантов слишком много. Например, когда команда выигрывает, идеи появляются отовсюду, каждый предлагает своё, начинается суматоха, на фоне которой принимаются неверные решения. У нас обычно нет одного чёткого мнения.

— А ты сам говоришь о том, как следует поступить в тот или иной момент?

— Когда я вижу оптимальное решение, конечно, говорю.

— За то время, что ты играешь в ua NAVI, вы пробовали разные методы подготовки, например собирались на буткемпы, проводили тренировочные матчи из дома. В каких условиях тебе уютнее?

— Конечно, лучше на буткемпе. Там создаются все условия, чтобы играть, нет никаких отвлекающих факторов. Дома есть родители, сразу хочется поговорить, отдохнуть. На базе же ты сконцентрирован на том, что нужно играть, там более серьёзный контроль.

— Сейчас ты в топе европейского ладдера. В чём видишь различия между играми в матчмейкинге и профессиональными встречами? Отличается ли твой стиль игры?

— Да, всё упирается в агрессию. В пабликах я играю очень агрессивно, хотя это и не всегда даёт положительный результат. Иногда излишняя агрессия не оправдывает себя, но меня это не сильно задевает, потому что это всего лишь любительский матч. В профессиональных играх я нацелен на стабильность, я действую так, чтобы не навредить своей команде.

— Раз ты упомянул агрессивный стиль, спрошу тебя об СНГ-командах. Сейчас на подъёме ru Virtus.pro и ru FlyToMoon. Считаешь ли ты, что их плейстайл является победным для текущей меты? Нужно ли вам его перенять?

— Понимаешь, есть разные команды. Когда-то eu OG была в топе, хотя участники этой пятерки играли в такую «defense-Dota». Мы же предпочитаем скорее агрессию, потому что играть на позиции лидера проще. Ты чувствуешь себя увереннее, больше предложений вносишь.

— В последнее время вы стали больше экспериментировать с расстановками линий. Dendi может оказаться на «лёгкой», а ты, например, на средней. Тебе комфортно?

— Мне это не особенно нравится, но всё зависит от моего персонажа. В одном из матчей я отстоял мид с Outworld Devourer, а ua Dendi играл за Dragon Knight. Сейчас я понимаю, что героями стоило поменяться, я давно не практиковал управление OD, а вот за DK играл очень много. Соответственно, с DK или Lina я чувствую себя уверенно.

— Влияет ли на тебя давление со стороны? Ты являешься достаточно молодым игроком на профессиональной сцене. Волнуешься, когда играешь перед зрителями?

— Я понял, как с этим справляться. Мне очень помогли тиммейты, когда я только пришёл в команду. Важную роль в этом сыграл тренер. Когда я начинаю матч, волнение отходит на второй план. Игра — это всё, что меня волнует.

— Чему ты научился с приходом в ua NAVI?

— Я стал играть намного стабильнее. Думаю, это самый большой шаг вперёд. Я сейчас стараюсь каждую игру проводить на уровне, стараюсь больше думать о команде, больше предлагать. Это всегда было моей проблемой: в других коллективах мне говорили, что нужно активнее участвовать в обсуждениях, а я такой человек, который замкнут в себе. В ua NAVI я раскрылся. Может, не на все 100 %, но потенциал есть.

— Грядёт самый ожидаемый турнир года, и за право стать участником LAN-финала будут сражаться в отборочных матчах. Поделишься мнением о региональных квалификациях — кого бы ты назвал главными претендентами на победу?

— Разумеется, сейчас это коллектив ru FlyToMoon, если он сохранит свой уровень. С ним мы, пожалуй, равны. Потом я поставил бы ru Vega Squadron, потому что эта команда не меняла состав довольно долго, игроки успели подготовить стратегии, нашли в игре свою агрессию. Правда, в последнее время дело у «акул» не ладится.

— Напоследок хочется отметить, что многие фанаты считают тебя одним из лучших игроков на соревновательной сцене и в частности в команде. Что можешь сказать им в ответ?

— Я думаю, это не совсем правильно. Выигрывает вся команда, а не один человек. Мне приятно слышать такие слова, но, например, когда я пересматриваю свои же матчи, понимаю, что всё далеко не так хорошо. Взять даже третью карту в матче против cn Newbee...

— Это очень эмоционально комментировали пользователи соцсетей. Кстати, ты их читаешь?

— Очень редко. Когда у нас получаются хорошие игры. Я не люблю негатив, просто не воспринимаю его, поэтому просто скажу спасибо всем за поддержку! Мы много работаем, но пока что этого недостаточно. Мы будем больше стараться. #gonavi