Большое интервью с Godhunt
Виктор «Godhunt» Волков — комментатор студии RuHub
Во время турнира EPICENTER XL нам довелось поговорить с Виктором «Godhunt» Волковым. Комментатор студии RuHub поделился своими впечатлениями от соревнований, рассказал, чего не хватает команде NAVI.GG.BET, а также предположил, во сколько раз вырастет киберспорт в обозримом будущем.
— Для тебя это уже третий по счёту розыгрыш турнира EPICENTER. Есть ли какие-то кардинальные изменения в хорошую или плохую сторону по сравнению с предыдущими годами? Возможно, тебя что-то удивило?
— Он не особо сильно изменился по сравнению с предыдущими годами. Всё тот же «ВТБ Ледовый дворец» — площадка не поменялась. Хотелось бы, чтобы публика была активнее, но тут скорее причина в игре наших команд. А так, что касается проведения турнира, для меня как комментатора всё отлично: трансферы, еда, не особо напряжённое расписание. Для меня всё замечательно.
Уже трудно чем-то удивить, много турниров за спиной. Самое главное — перемен в худшую сторону нет, а вот по поводу приятных изменений могу сказать, что с каждым годом организация становится всё лучше. Какие-то маленькие нюансы убирают, появляются волонтёры, всё отлично координируется, и из-за этого мелкие «косяки» совсем исчезают.
— Сложилось ли у тебя впечатление, что к заключительному дню турнира публики в арене не прибавилось?
— Мне сложно сказать, так как я зачастую комментировал последние матчи и поздно приезжал в арену. Перед моими глазами был зал, который вроде как и наполнен, однако из-за автограф-сессий популярных команд прямо во время игр публика то уходит, то вновь возвращается. Места вечером в основном все заняты.
Зал во время третьего игрового дня
— Что можешь сказать о непосредственно спортивных результатах? Какая команда тебя удивила или же наоборот — разочаровала?
— Наибольшее разочарование для меня — это всё-таки результат NAVI. После того, как команда обыграла Virtus.pro, я хотел, чтоб ребята уже вышли в плей-офф. Однако они остановились на расстоянии вытянутой руки от этого этапа, проиграв paiN Gaming. Это разочарование не в команде, а как бы внутреннее: стало грустно, так как ребята готовы были выйти в плей-офф, но чуть-чуть не хватило, увы.
С положительной стороны удивила команда FlyToMoon. Очень рад за них: играют там знакомые мне ребята. Видно, что ребята эмоционально заряжены — постоянно подкалывают друг друга, шутят. Но всё это так по-доброму: видно, что это именно команда, а не какой-то стак из пяти человек на контракте, которые вынуждены играть вместе. У них есть единый дух, сплочённость. На них на данный момент оказано меньше давления, так как фанатская база сейчас только появляется. От них никто не ждал сверхъестественного результата, и получается так, что сейчас они движутся вперёд, потихоньку шагают по лестнице наверх.
— Одно из самых неожиданных событий перед турниром — патч, который ввёл персонажа Techies, а также множество других изменений. Столь большое количество патчей влияет на профессиональную сцену и рядовых игроков положительно или отрицательно?
— Любое изменение в игре в принципе не лучшим образом сказывается на профессиональной сцене. Ты хочешь стабильности, ты тренируешь какую-то мету и исполняешь её на ура. Допустим, прошло полгода под каким-то патчем, и ты уже видишь, какие команды хороши в нём, а какие — нет. Патч всегда дестабилизирует состояние сцены. Даже несмотря на то, что наши коллективы привыкают к ним довольно-таки быстро.
Techies не особо сильно повлиял на игру. Разве что на Puppey оказал сильное влияние, но не в лучшую сторону. Но в остальном: Valve же всё-таки откликнулась на просьбы сообщества, пообещав больше не выпускать патчи в преддверии или во время Major-турниров.
Виктор «Godhunt» Волков
— Нельзя ли сказать, что из-за обновления 7.14 впечатление от турнира получилось несколько скомканным? Некоторые игроки говорили, что из-за патчей им приходится играть одними стратегиями?
— А что мы можем поделать в подобной ситуации? Valve всё-таки заявила, что больше так делать не будет, а на самом турнире какой-то условный откат патча делать никто не будет. Как ни крути, с разработчиками мы взаимопонимания достигли, а сам турнир особо ни в чём не виноват.
— Вспомнив патч, хочется спросить про Techies в драфте Team Secret против Natus Vincere. Что это — шуточный пик, недооценка соперника или нечто иное?
— Трудно сказать, если честно. Те же игроки compLexity Gaming (также сыгравшие данным героем на турнире — прим. редактора) тестировали персонажа, брали его в тренировочных матчах. А вот по поводу Puppey… Возможно, действительно в некотором роде был шуточный пик. Может, хотел показать, что его команда настолько хороша и способна выиграть с таким героем. Раньше такое практиковалось: очень мощные команды, выходя на сцену, могли себе позволить играть чем угодно. За примером далеко ходить не приходится: тот же KuroKy в Team Liquid является лидером по пулу персонажей, что говорит о чрезвычайной вариативности. Иначе говоря, способны играть любыми героями.
Но могу сказать, что Puppey в итоге поплатился за свою выходку. Хотя, вполне возможно, в голове у него была задумка, что с Techies у него всё будет хорошо, а противник просто не сумеет зайти на хайграунд. Но что-то пошло не так.
— Нельзя не заострить внимание на вылете команды Virtus.pro из плей-офф. Что это — спад формы или нечто иное?
— Я думаю, совокупность многих факторов, начиная наличием инвайта на The International 2018, что позволяет играть им спокойнее; количеством выигранных турниров и заканчивая моральной усталостью от всего — чемпионатов, игр. Да и кроме того, ещё и соперник в лице FlyToMoon — тот коллектив, который сейчас находится на эмоциональном подъёме, а именно этого не хватает «медведям». Так вот легла карта.
Но я не могу сказать, что команда продолжит играть плохо. Скорее всего, ребята сейчас сделают какие-то выводы, потренируются, соберутся с силами, обсудят дальнейшие планы, возможно, возьмут какой-то краткосрочный отпуск.
Игроки FlyToMoon, ставшие открытием турнира
— Как считаешь, каким образом теперь будут относиться к команде FlyToMoon? Она до старта EPICENTER XL считалась одним из главных аутсайдеров, уступая в данном показатели лишь коллективу paiN Gaming.
— Судить пока рано, один турнир — слишком короткая дистанция. Коэффициенты на команду, конечно, упадут, ибо будут судить по последним результатам. Я надеюсь, что FlyToMoon и дальше будет хорошо играть, показывать результат, но есть шанс, что в итоге этот коллектив окажется «командой одного турнира».
Ребята поймали кураж, выглядят сейчас хорошо, смотреть за игрой интересно: хорошие драфты, отличное исполнение некоторых персонажей, внутреннее состояние на уровне. Так что у них есть все задатки для того, чтобы продолжить, так сказать, избиение оппонентов.
— Разумеется, болельщиков Natus Vincere в большей степени интересует родная для них команда. Какие ожидания у тебя были перед турниром от «жёлто-чёрных»?
— Не могу сказать, что я ждал какого-то прорыва, ибо после StarLadder ImbaTV Invitational Season 5 прошло не так много времени, а кардинально изменить что-то за столь короткий промежуток невероятно сложно. Но я очень надеялся, что они попадут в плей-офф, сыграют роль домашние стены, и команда в итоге на кураже покажет на морально-волевых качествах высокий уровень игры.
Не было никаких предпосылок, чтобы ожидать от команды какого-то невероятного результата, так что я просто надеялся на попадание в плей-офф.
Команда Natus Vincere во время автограф-сессии
— Но в итоге поражение от paiN Gaming, и плей-офф — не достигнутая вершина. Что же пошло в игре против бразильцев не по сценарию?
— Даже не знаю, если честно. Это исключительно моё мнение, но считаю, что проблема была в драфте. Мы видели исполнение Templar Assassin в руках Dendi: сноубол, фарм, сносят, убивают и так далее. Но после «топорных героев» типа Dragon Knight, Viper... Не особо сильно понравился Zeus, так как вроде бы линию ты выиграл, прогнал с неё Phantom Lancer, но дальше то что? Сам Lancer собрал Hood of Defiance, постепенно набирает фарм, а Zeus что? Магический урон, от которого множеством способов можно спастись, а в схватке 1 на 1 ничего особо сделать не может, так как урона «с руки» у него нет. Ещё и без маны остаётся быстро.
Я сам жду чего-то «старого», активного. Например, Templar Assassin, какого-то Slark… Да того же Phantom Lancer на среднюю линию. Хочу пика на исполнение: «поклацать кнопки», так сказать. А разве можно что-то такое делать героями типа Dragon Knight, Viper? Ими нельзя творить невероятные вещи. Поэтому я просто жду возвращения былого. Понимаю, что связки типа Puck с Lifestealer уже не используются, но у меня по ним в некотором плане ностальгия, хочу, чтобы вновь заиграли чем-то сильным и интересным.
— Можно ли сказать, что игроки NAVI воспользовались спадом формы Virtus.pro, а также недооценкой соперника?
— Победа всё же добыта не по этой причине. Это довольно-таки принципиальный матч был для Virtus.pro, поэтому они вряд ли недооценивали соперника. Просто игроки Natus Vincere по какой-то причине подошли именно к нему в состоянии полной боевой готовности, собрались, когда нужно было отыграть на максимум своих сил и возможностей. Это так называемая «СНГ-заварушка», хотя отношения между коллективами хорошие, общаются, дружат, но это битва за медийное пространство в регионе. Обе команды подошли с соответствующей серьёзностью к матчу, но в этот день удача и, разумеется, скилл были больше на стороне «жёлто-чёрных».
— И, возможно, настрой?
— Да! Если бы команда подошла с таким же настроем к матчу с paiN Gaming, то просто переехала бы соперника. Это касается и игры с Newbee. Но, наверное, эти победы над Virtus.pro и Team Secret игроков немного расслабили. Мол, нужно просто было поиграть в свою «Доту», и победа в кармане. Однако как раз этой «Доты» оказалось недостаточно — необходим был именно тот настрой, что был на матче против Virtus.pro.
Саппорт Natus Vincere — Илья «Lil» Ильюк
— На фоне баталий с «медведями» хочется спросить про бывшего игрока Virtus.pro, который ныне выступает за Natus Vincere — Илью «Lil» Ильюка. Он окончательно вписался в коллектив?
— Сложно ответить на этот вопрос, ибо я внутреннюю кухню не знаю и не вмешиваюсь в неё. Если же смотреть со стороны, то избавление его от обязанностей лидера и капитана сыграло на руку, так как на 4-ой позиции удобнее не думать о руководстве партнёрами. Ему стало намного проще, так как можно просто свободно творить.
— Как ты оцениваешь работу Александра «XBOCT» Дашкевича в роли тренера Natus Vincere? Что он привнёс в команду?
— Опять же, сложный вопрос. Мне кажется, он очень сильно помогает команде именно со стороны морали и выступает в роли очень хорошего «звена» в связи между игроками. Считаю, что может любой конфликт разрешить.
— Считаешь, что он больше психолог?
— Как бы да, но и в игре он понимает немало. Наверняка помогает в пиках, сам играет много, общается с другими коллективами. Думаю, в плане опыта он многое привносит. Александр харизматичен, за плечами не один десяток турниров в качестве игрока.
— Говоря о XBOCT, часто вспоминают нынешнего керри NAVI — Владислава «Crystallize» Кристанека. Он стал в NAVI игроком топ-уровня?
— Он очень хорош. Это «звёздочка» не только команды, но и всего турнира. Великолепный Slark, крутое исполнение… Есть небольшие ошибки, которые могут определить исход встречи, но это всё связано с недостатком опыта. Где-то Black King Bar был нажат не в тот момент и тому подобное — это всё наигрывается. Не может прийти в команду игрок и делать всё идеально сразу. У Саши опыта огромный запас, сколько он играл! Crystallize, грубо говоря, только-только почувствовал вкус больших чемпионатов. Думаю, полгода активной игры, и он будет невероятно ценным.
Керри Natus Vincere — Владислав «Crystallize» Кристанек
— Хочешь сказать, у него огромный потенциал?
— Да, однозначно.
— Чего не хватает коллективу, чтобы показывать результат, который ожидают от него болельщики?
— Лично мне где-то не нравится драфт, как уже говорил ранее. В некоторых ситуациях волнуется LeBron, не попадает «кнопками». Это иногда сильно меняет ход игры. Волнение, ибо на плечи игроков возложена огромная ответственность: все стремятся к отличным результатам. Социальные сети, различные медиа-порталы… Хочется показать максимум: возможно, об этом игроки думают даже больше, чем о самой игре, и в итоге это сказывается на их выступлении.
В этом плане тем же игрокам FlyToMoon, у которых только зарождается фанатская база, намного проще. У них нет давления, а у NAVI — наоборот. Слишком много зрительских симпатий: в арене можно было увидеть огромное количество фанатов, которые периодически скандировали название любимой команды. В итоге хочешь показать себя в лучшем свете, а это не всегда получается. Как итог — волна хейта.
— Чего ожидать от команды на предстоящих турнирах?
— Считаю, что это в первую очередь вопрос к самой команде. Тот же ESL One Birmingham 2018 уже совсем скоро, а на него нужно делать английские визы, с которыми всё не так просто. Но да, инвайт на China Dota2 Supermajor — это круто.
Всё зависит от того, каким образом будет потрачено свободное время. Активные тренировки, какие-то наработки, с теми же FlyToMoon поиграть, которые очень сильны сейчас, разобрать ошибки против заведомо слабых коллективов, посмотреть, каким образом проходили встречи с Virtus.pro. Детальный разбор всего: как игр, в которых всё было хорошо, так и проигранных встреч.
— Переключимся на другую дисциплину. Ты в прошлом игрок по дисциплине Point Blank, и сейчас набирает обороты такая же активная дисциплина — PUBG. Нравится ли тебе она? Играешь ли сам?
— Играю в неё много. Раньше играл, по крайней мере, ибо в последние две недели я немного из всего этого выпал, так как был в разъездах и за компьютером практически не сидел. PUBG меня очень сильно впечатлил, зацепил, провёл много часов в нём. Для меня он наравне с Dota 2.
Но вот как киберспортивная дисциплина PUBG ещё сыроват: игра своеобразная и требующая доработки. Мне трудно представить, каким образом её сделать идеальной для такого огромного количества команд, находящихся одновременно на карте. Значительно сказывается элемент рандома с тем же кругом. Честно говоря, у меня есть ощущение, что киберспорт в ней существует только для привлечения внимания к игре, а не как основная составляющая.
Одна из самых известных пар комментаторов — Виктор «Godhunt» Волков и Виталий «V1lat» Волочай
— Можешь назвать его искусственным?
— Да, можно и так сказать. Разработчики его делают так, будто хотят сказать: «Смотрите, вот есть профессиональные игроки!» Это всегда медиа-повод, способ привлечь внимание к игре. А так, это просто хороший представитель жанра Battle Royale. Стремиться на профессиональную сцену… Ну, это, конечно, хорошо, когда люди достигают чего-то, начинают соревноваться, но, это только моё мнение, боюсь, что как киберспортивная дисциплина она не выстрелит.
— Таким образом ты заявляешь, что точно не будешь участвовать в какой-либо киберспортивной деятельности в нём?
— В PUBG — нет. В скором времени выходит альтернативный представитель жанра — Islands of Nyne. Он только-только запускается. Я принял участие в закрытом тесте, движок очень сильно похож на Point Blank, и, если будет какая-то возможность и будут какие-то турниры, то, скорее всего, попытаюсь «постреляться» и поиграть.
— То есть ты даже думаешь о том, чтобы вновь стать игроком?
— Да.
— А если какая-то другая деятельность в PUBG: комментатор или кто-то еще?
— Может быть, даже прокомментировал бы пару матчей, ибо его интересно смотреть. Но ворваться в дисциплину в качестве постоянного комментатора пока желания нет.
— Что скажешь о составе NAVI по данной дисциплине?
— Если честно, я не слежу за профессиональной сценой PUBG. Мне нравится играть, периодически смотрю какие-то результаты, но именно целиком ни разу не смотрел какой-либо турнир.
Состав команды NAVI по дисциплине PUBG
— Твоё мнение о ситуации, которая случилась с игроком Natus Vincere Дмитрием «Shade1» Рощиным — его не допустили до участия в квалификациях турнира PUBG Global Invitational 2018, так как ему нет 18 лет.
— Я слышал о ней. Насколько понимаю, в Германии у PUBG рейтинг 18+, и в этом случае ничего поделать нельзя. Это государственные правила, которые перешагнуть какому-то киберспорту возможности нет. Это проблема самой индустрии: у нас по телевизору компьютерные игры преподносятся чуть ли не как орудие для убийств. И пока таким образом взрослые люди будут говорить ещё более взрослым, то всё будет по-прежнему. Возможно, в скором времени вообще все игры, где есть хоть какая-то монетизация: рулетки, кейсы, сундуки и прочее, получат рейтинг 18+. А там и до запрета не далеко.
— То есть ты считаешь, что киберспорт не способен манипулировать мнениями?
— Рано. Слишком рано. Думаю, что-то изменится через поколение: мы становимся старше, растут наши дети, которые уже практически с рождения используют планшеты. Так что киберспорт вырастет не на сколько-то там процентов, а куда больше: 500-600%, а то и все 1000% роста в ближайшие лет 50-60.
— То есть мы находимся на заре киберспорта?
— Да, скорее всего так и есть.
— Под конец хочется вернуться к Dota 2. Твоё мнение как опытного комментатора о новичках, участвовавших в от турнира EPICENTER XL?
— Всё хорошо, волнуются. Да и я волнуюсь, когда говорю на полный стадион. От этого чувства очень трудно избавиться. Если его убрать, то это значит, что тебе уже всё равно, что подумает публика и так далее. Всегда подходишь к матчам с волнением. У них его по понятным причинам в разы больше, так как на порядок меньше опыта. Нужно найти свою пару, с которой приятнее всего комментировать, и расти в данной деятельности дальше.
— Пару слов как фанатам NAVI, так и своим?
— Болельщикам Natus Vincere я желаю терпения и всегда оставаться на стороне «жёлто-чёрных». Моим фанатам огромный привет. Спасибо, что читаете, поддерживаете и смотрите стримы. Всех люблю-целую-обнимаю.
Источник изображений: media.epicenter.gg