Эксклюзивное интервью с Loqiemean для NAVI.GG.BET
Loqiemean: «Я реально не знаю, почему Папича не подтянули в киберспорт»
Буквально несколько дней назад в Киеве отгремел заключительный концерт масштабного тура , артиста Booking Machine, известного широкой аудитории под никнеймом . Перед тем как выйти на сцену к фанатам, и «стая» заглянули в офис NAVI.GG.BET.
Как представители киберспортивного клуба мы обсудили с Ромой его увлечение игровой индустрией, серьёзное отношение к Dota 2 и, конечно же, стримы Папича, а как ценители крутой музыки — поговорили о качественном продакшене, образах современных артистов и съёмках клипа в морозильной камере.
— Как ты познакомился с играми и сколько времени им уделял?
— Когда мне было лет 6, родители установили на компьютер «Рыбку Фредди». Проходил я этот квест, тогда это было безумно интересно и весело. Особенно забавно было, когда я попытался удалить «Рыбку Фредди» и удалил папку «Program Files». Я просто не очень хорошо знал английский язык, и мне названия показались похожими, потому что начинались с буквы «Р».
В дальнейшем играл уже в Max Payne, Blitzkrieg, Commandos, Hitman. В общем, в детстве мне нравились тактические игры, не аркадные. Только когда мне купили PlayStation 1, я заинтересовался аркадами: Crash Bandicoot, естественно, «Розовая пантера» была классной игрой. В общем, этот жанр я именно с PlayStation 1 оценил. Причём меня, к сожалению, стороной обошёл Metal Gear Solid. В Якутии его было не достать.
Играм в детстве времени уделял достаточно. Тогда его в принципе было до фига: сделал уроки, да и свободен. Родители мне особо не запрещали играть. Когда была возможность, играл без проблем.
— Если выбирать между консолью и ПК сейчас, что предпочтёшь?
— Знаешь, мне комфортнее до сих пор играть на ПК. Недавно попробовал на консоли начать играть в God of War. И мне не понравилось только в связи с тем, что разработчики сделали с камерой. То есть сведение к кодам The Last of Us мне кажется глупой идеей. God of War меня всегда привлекала тем, что Кратос был нереально тестостероновым чуваком, локации и камеры это круто подчёркивали, передавали все масштабы происходящего. А когда ты видишь пусть даже более качественную проработку текстур и освещение ***** [круче], атмосфера теряется. Ты не получаешь того, чего хотел. Поэтому и не зашло.
Точно уж можно сказать, что на ПК графика лучше. У всего, конечно, есть свои плюсы. Кого что больше привлекает, пусть на том и играют. Мне всё же несколько дискомфортно в одиночные игры играть на PlayStation.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— С более серьёзным увлечением музыкой стал ли как-то дозировать игры или вовсе отказался от них?
— В последний раз я прошёл только третьего «Ведьмака», когда сломал ногу. У меня была возможность посидеть дома и как раз просто поиграть. В перерыве между концертами тура выдалась более-менее разгруженная неделя, я успел пройти Wolfenstein II: The New Colossus. Но в командные и сетевые игры не заходил, потому что в них нужно иметь определённый скилл. А на его развитие требуется время. Одиночные ещё могу себе позволить.
— Не секрет, что ты знаком с Dota 2. Какой у тебя ранг?
— С рангом у меня достаточно весёлая история. Меня позвали в игру году так в 2013, когда ещё было олдскульное оформление. Я вообще не знал, как играть, что к чему, однако начали играть с ребятами, постоянно ссорились. Я сказал: «Идите на ***!» — и сел играть за Techies, набивать себе солорейтинг. Опустился на 1100 MMR и очень долго поднимался до 3500.
По своим ощущениям понял, что ребята с 2000–3000 стараются намного больше, чем игроки с более высоким рейтингом. Они осознают свои ошибки и реально пытаются их исправить, даже среди новичков, которых Dota 2 с ходу забрасывает в этот промежуток. Хотя многие из них вообще не заслуживают этого рейтинга. Скрытый пулл! Помню, что на моём среднем рейтинге было много интересных каток. Главное — понимание, но чтоб его достичь, нужно правда много времени уделить игре. Сейчас его попросту нет.
— Loqiemean в Dota 2 — какой он? Как считаешь, ты хороший тиммейт?
— Я знаю, кто и что должен делать на карте. Вот и всё. Если я выбираю роль, то со своей позиции стараюсь сделать максимум. Когда ошибаюсь, то в голосовом чате признаю: «Парни, я накосячил, сделал ***** [плохо]. Если какой-то дебил вытворяет ***** [ерунду], например, идёт за Axe в лес, да и вообще, во-первых, идёт в лес, а во-вторых, с «Мидасом», я не могу не проораться на этого человека.
Всё, что меня бесит в Dota 2: ты тратишь час на победу, а какой-то человек из команды считает, что он может потратить время остальных четырёх впустую. Если ты начал матч, отыграй его на полную. Я сейчас себе не позволяю заходить и играть просто так, потому что не хочу руинить нормальным пацанам и девушкам.
— Был ли какой-нибудь забавный случай в Dota 2? Может, кто-то узнал в голосовом чате?
— Это да, узнавали очень часто! Помню, как много играл за Techies, обожал все эти игры по 150 минут, замечательное было время. Очень мне запомнилась одна катка: она затянулась, и мне удалось из саппорта Phoenix сделать керри с Radiance и Heart of Tarrasque и буквально на своих плечах вывозить партию. Я тогда был сильно удивлён, герой вроде не был в тот момент мощным, как сейчас. Ну, я видел, что на The International 2018 его брали часто, вернули в мету, персонаж достаточно сильный. Такие моменты запоминались.
А так — всё стандартно: набиваешь скилл, стараешься. Чем внимательнее играешь, тем лучше получается, тем больше игра даёт тебе эмоций.
— Следишь ли за киберспортом?
— Насколько успеваю, слежу. Последний The International, к сожалению, мне пришлось пропустить, потому что у нас был BM Fest, нужно было репетировать. Мы были в работе по 6–9 часов в день: я просыпался, шёл на репетицию, а потом буквально без сил шёл спать домой или занимался другими делами. На самом деле, дико сожалею, что так вышло именно в этом году. Вроде бы турнир был реально интересным. За мейджорами практически не наблюдал опять же из-за дефицита времени.
Каждый занимается тем, чем занимается. Например, если у студентов и школьников есть время, чтобы просто посидеть и посмотреть матчи, то у меня всё не так. Нормированный график тоже позволяет… А меня могут в 9 часов вечера спонтанно вытянуть на рекламное предложение, обсуждение тура, клипа, отрендерить дорожки. В общем, в работе музыканта есть свои издержки. Фриланс всегда такой: никогда не знаешь точно, какой будет занятость.
— Ещё несколько лет назад киберспорт считался андеграундом, был уделом нетипичных людей, сейчас же это становится мейнстримом — что, на твой взгляд, послужило толчком к развитию?
— Конечно, скоростной Интернет. Я думаю, тут схема такая: если мы думаем о киберспорте, давай начнём со спорта: почему люди увлекаются спортом, как они в принципе вовлекаются? Для начала надо хоть немного разбираться, иметь базовые знания. Когда ты понимаешь труд спортсменов, то понимаешь, откуда берутся новые рекорды, почему люди растут как профессионалы.
Когда в киберспортивные дисциплины смогли войти все, кто хотел, казуалам, **ять, надо было установить условный WarCraft, потом найти карту, подрубиться к LAN’у. А это слишком сложно. Когда уже Steam появился, иди и играй — другой базар. Людям стало легче вливаться, к тому же есть игры бесплатные. Но обычного чувака из компьютерного клуба монетизировать не получится, а вот героя, кумира тех, кто не может играть, как он, — уже да. Вот и переломный момент. Нужно было просто найти способ монетизации. Платят ведь не за саму Dota 2, а за entertainment. Вы-то точно это знаете.
— Какие киберспортивные организации ты выделяешь?
— Знаешь, в Dota 2 я не так давно, но о NAVI узнал примерно в тот момент, когда познакомился с этой игрой. Увидел фильм «Free to play» — из него узнал, было очень интересно понаблюдать за игроками со стороны.
— Есть ли конкретные игроки, за выступлениями которых следишь?
— Думаю, за это интервью меня дико захейтят, но… Знаешь, я смотрел стримы разных профессиональных игроков: и Dendi, и Dread, да и вообще разных ребят из серьёзных команд, но, ей-богу, можете меня хоть сколько хейтить, я считаю любимым игроком Папича. К сожалению, вот так. Сейчас, может быть, всё уже изменилось, но у человека есть абсолютное понимание игры. Раньше я заглядывал на стримы Versuta, и когда он жёстко критиковал других, мне было просто смешно, я ведь поначалу не понимал, в чём суть. Потом я уже понимал, что он таким образом разбирает ошибки.
А когда смотришь за играми Папича, и там, **ять, замечательная история с Winter Wyvern, которая хилит Wraith King, когда ему выжигает ману Phantom Lancer… Ну **ять! Это ведь очевидный момент, игрок должен понимать такие вещи! В данном случае я реально не знаю, почему Папича не подтянули в киберспорт. Да, он отказывается, мол, аскет. Но заплатите ему нормальные бабки — и, мне кажется, он станет великолепным шоуменом. На мерчандайзе, на чём угодно, **ять, он соберёт нереальные суммы любой команде.
— Ты стал тем, кто вместе со своей «стаей» популяризировал Папича вне дотерской тусовки, указал его в титрах клипа. Похожая история и с Azazin.
— С Azazin просто весело. У него восприятие Dota 2 забавное, отношение к игре такое лёгкое. У меня так не выходит, а Рома научился просто получать удовольствие от игры, независимо от скилла, ранга, сложности матча. Просто кайфовать. Пожалуй, именно поэтому наблюдать за развитием его канала было особенно приятно.
— Drake засветился на стримах Ninja и раздаёт в Fortnite, хайлайты игр Post Malone в PUBG разлетелись по YouTube… Увидим ли твои стримы по Dota 2 или другим играм?
— Ох, это вряд ли. Я не особо понимаю, как люди это делают. В том плане, что во время игры меня не должно ничего отвлекать: я сажусь, отключаю телефон, убираю все уведомления и так далее. Я всегда старался быть максимально сконцентрированным. Для меня это всё равно что, **ять, война, не просто развлечение. Может, поэтому я Dota 2 и забросил в декабре. Я понял, что не могу просто зайти в игру и получить удовольствие.
— В киберспорте очень важна команда, в которой ты играешь. В музыке — тоже. Расскажи о своей «стае»!
— В моём LIVE-коллективе есть ударник Паша Гарбузов, диджей Дима LDMA, гитарист Даня Лазарев, бэк-MC Денис Рощев, я сам как лид-вокалист. Важна сыгранность. У каждого человека должно быть понимание того, чем он занимается, на каком он месте, и тогда всё будет клёво. Главное правило в жизни, в командной работе — **ять, делай своё дело. Всё, другого секрета нет. Выполняй ту часть, которая на тебе висит.
— Назови три трека, которые стоит послушать тем, кто захочет впервые познакомиться с твоими работами.
— Пусть это будут «Металхэд», «На боль» и «Королева».
— Ты много времени уделяешь проработке деталей как в музыке, так и в клипах. Какие режиссёры и какие музыканты оказали на тебя влияние и привили такую кропотливость?
— Я бы сказал, меня вдохновляют Скриптонит, может, Гай Ричи, даже ранний Невзоров, который режиссировал фильмы про Чечню. Да что угодно, что является реальным результатом большого труда. Когда ты занимаешься каким-либо проектом и как потребитель оцениваешь любой проект, ты видишь труд и начинаешь этот проект уважать. Все люди сейчас чуют халяву на нюх.
Многие работают по схеме «спрос рождает предложение», но можно ведь и работать в обратную сторону. Если бы в обратную сторону процесс не шёл, то рыночная экономика не получила бы развития. Ты выводишь новый товар на рынок, и его не покупают? Его покупают. IPhone же стали покупать, верно? Электроавтомобили? VR-Gaming? А ведь когда-то спроса не было, было только предложение.
— Опиши, как проходит процесс создания трека, на примере нестандартной песни «Быть дауном» или «Стая 1993», как это было?
— Пожалуй, «Быть дауном» — не тот пример. Это был такой акционизм, мне нужно было показать уровню новой школы, что писать их песни максимально просто. Это байт. Я взял трек Keith Ape x Ski Mask «Achoo!», послушал бит, подумал, что если уж я байчу, то сделаю в сто раз круче. Басовую партию мой гитарист пробовал переиграть, и он немножко сошёл с ума, там реально сложно запомнить. Прописал мелодию, интересный бас, начал катать текст. Кто вслушается, тот поймёт. Одно наложено на другое — это всё слои в плане создания музыки.
Если мы рассмотрим серьёзные треки, если я в них о чём-то пишу, сначала идёт мелодия; я думаю, как провокализирую; потом уже — ударные, бас, какая-то яма; добавляю эффекты, перкуссии для интересных переходов; наконец стадия сведения. В общем, очень большой материал, гигантский объём работы.
— Каково это — висеть в морозильной камере ради искусства? (Речь о съемках клипа на Konstrukt. — Ред.) И это ли самое безумное, что тебе приходилось делать за карьеру?
— О господи, это было ужасно! Слушай, там было действительно холодно. Вся съёмочная группа была одета в пуховики, а я абсолютно без одежды, замёрз как *ука. Меня отпаивали чаем. Заканчивалась сцена — мне сразу приносили плед, накидывали на меня, а меня просто трясло ужасно. Пил чай, снимался дальше.
Самое жёсткое было — лечь на плитку и потом с неё подняться. Вот это был ****** [кошмар]. Причём сначала мне предлагали настоящую кровь взять в рот. А я говорю: «Ребят, вы ******** [с ума сошли]? Я, конечно, жёсткий, но не буду: паразиты там всякие... Я же не дурак». Но ничего, всё вытерпел. Правда, потом очень долго грелся. Ещё весь следующий день не мог согреться. Что самое забавное, по окончании всей этой свинофермы мы чуть ли не в один голос сказали, что надо пойти и съесть вкусный, сочный бургер. С мясом.
— Как относишься к образам у артистов? Это скорее элемент искусства или обычный фейк, попытка привлечь внимание?
— На мой взгляд, где-то образ — это маркетинговый ход. Если мы говорим о поведенческом образе… Кому как. У меня не было ситуаций в жизни, где я бы мог надеть маску. Допустим, у меня есть характерная черта: я никогда не списывал. Не потому, что я хороший мальчик, — я просто не умею. Меня всегда палили. Я не умею ******* [обманывать], потому и создавать образ не могу.
У меня может быть определённое настроение, поэтому я в таком настроении даю тебе такое интервью. Завтра настроение будет другим — другими будут ответы: веселее, чуть грубее, не знаю. А люди примут это за образ. На самом же деле это я.
Что касается артистов, то образ очень легко монетизируется. Ты даёшь максимально скрытый образ (например, так делают Pharaon или Obladaet), сужаешь круг информированности у фан-базы, вкидываешь толику, а они за тебя уже додумывают, какой ты ******** [нереальный] «бог». Мне это кажется смешным, ведь человек, очевидно, остаётся человеком, кем бы он ни являлся: президентом, сантехником, музыкантом, художником. Это не важно, он всегда человек. На мой взгляд, такова основа демократического строя. У нас не классовое общество, чтоб кто-то мнил себя богом.
— Кто из фрешменов за последнее время удивил тебя?
— Я выделю Ski Mask The Slump God, он ритмичный чувак. Диман LDMA делал на его трек, он очень круто лёг на стиль UK garage. Из русских — вообще никто. Извините, мне скучно это слушать. К сожалению, все фишки наших фрешменов уже юзали на Западе. А меня уже даже западное достало. Нет ничего, что мне захотелось бы загнать в свой плей-лист и прослушать.
Я могу отметить разве что старания, а вот какой-то реально хороший трек не нахожу. Либо звучание как ****** [плохое], либо бит уже заезжен, либо трек ничем не удивляет. Вообще не знаю, зачем эти люди занимаются музыкой. Видимо, у них причина есть, да и у аудитории есть причина это слушать. Я не против чьей-то карьеры, но смотреть на это мне жаль.
— Как, с твоей точки зрения, будет трансформироваться рэп как жанр в ближайшие несколько лет? Уйдёт ли тренд в сторону более тяжелого звука или, наоборот, станет ещё проще?
— Рэпа уже не осталось. Жанровая политика сильно размылась. От рэпа что осталось в музыке? Речитатив. Всё. И то он превратился в напевы реггитоновские, что ли. Уже нет динамичной читки, по сути… Разве что у Ghostemane, Denzel Curry, Little Simz и ещё небольшого круга. В комментарии накидают, мол, как ты этого не вспомнил? Да ***** [волновать] тебя не должно, как я не вспомнил. В основном мы слышим очень много распевок, а не рэп как таковой.
Хип-хоп — другое дело, но это ведь и R’n’B. Мы можем вспомнить, как Timbaland работал с Джастином Тимберлейком на первых релизах. Куда дальше пойдёт современная музыка? Мне кажется, она должна циклично утяжелиться. Не в плане гитар, а слишком много пространства звука. Нет сейчас плотности звука. Скрип смог его заполнить, у него столько подложек и инструментов в треках, переходы всякие. Он снова сделал звук плотным. А фрешмены… Один синт, один бас, один кик, один снэр, одна тарелка. Извини меня, братан, ты бы ещё кубик в кубик положил и сказал, что сделал нечто гениальное. Нет уж!
— Каков твой главный совет тем, кто хочет добиваться своей цели?
— Не знаю, сколько уже отсылок было к Скриптониту и сколько ещё звёздочек ты поставишь на моих словах, но… «Х*ли просто говорить об этом?» Встань и возьми. Делай!