publications-bg

Интервью с Евгением Золотаревым на cyber.sports.ru

Новости / 7 января 2021 — 10:10

Приятного прочтения!

Портал взял интервью у ua Евгения Золотарева. CEO ua Natus Vincere рассказал о киберспортивных клубах и их заработках, CS:GO, Dota 2 и мобильных играх, спонсорах, а также многом другом. 

Из-за болезни ты пропустил замечательное мероприятие, которое тебе пришлось смотреть вместе со всеми на стриме. Этот стрим – исключительно затея для фанатов или у него есть другой умысел?
uaЕвгений Золотарев
, 

В прошлом году ua NAVI отмечали десятилетие, и мы сделали большую пати для всех друзей, партнеров и студий. Нас собралось, по-моему, 150 человек со всего СНГ. Мы даже устроили импровизационное награждение за сезон разных людей за контент и прочие достижения. Нам очень это понравилось и в этом году мы планировали сделать подобное мероприятие, но уже приуроченное к открытию нашего нового офиса. Но так как ковид повлиял на стройку, открытие пришлось перенести. К тому же ковид в принципе повлиял на желание проводить такие массовые мероприятия. И как альтернативная идея родилась небольшая лан-пати и стрим. 

Это и для нас, и для болельщиков. Как ты могла видеть, мы даже ничего не брендировали под спонсоров ua NAVI. Мы использовали это мероприятие разве что для кратенькой презентации беты нашей программы лояльности, которую мы планируем запустить в следующем году, – дропы, которые падали на стриме. 

Можно делиться информацией и сделать годовой отчет одной картинкой. А можно написать пост в твоем стиле и сказать «мы ####### в следующем сезоне». 
uaЕвгений Золотарев
, 

В ua NAVI нет пиар-отдела, поэтому все происходит нативно. Это может быть мое личное желание, может быть Лехино. Просто мы видим, что надо объясниться, надо рассказать, надо показать. Где-то я ловлю себя на мысли, что мы недостаточно подсвечиваем свои успехи. 

Приведу в пример es G2 – все построено на ######## Карлоса. Это круто. Но я не такой чувак. Не получится у меня быть Карлосом, и не надо пытаться. У каждого свой путь. Но определенно нужно рассказывать, причем где-то рассказывать не просто факты, а объяснять, почему это важно и почему нет, сравнивать. Давать людям больше информации для анализа. Я считаю, что мы должны это делать. И, наверное, раньше делали меньше.

Например, ты там написал о том, что вы вышли в плюс, о том, что приносит деньги. Такими данными организации вообще особо не делились. Считалось, что это кулуарная информация, которую нужно держать под замком. 
uaЕвгений Золотарев
, 

Если и делятся, то в основном буржуйские организации. И некоторые делятся как-то, по моему мнению, бездумно. Если мы говорим об анонсах us C9, то люди так себе по ногам стреляют. Результаты абсолютно не соответствуют тем цифрам, которые они озвучили. Я молчу о том, что эти цифры в принципе в CS:GO отбить ну очень сложно. 

Если клуб участвует и является партнером и BLAST, и ESL (а таких клубов всего 10), если он и там, и там один из лучших по показателям перформанса, по продвижению партнеров этих турниров, по просмотрам, то цифра доходов будет близиться к миллиону долларов. Я знаю, потому что ua NAVI – это приблизительно та история. Мы первые в ESL, мы одни из первых в BLAST. А расход на одного игрока за три года в us C9 – приблизительно два миллиона с учетом трансфера. А таких игроков 5. Окей, кто-то дороже, кто-то дешевле. Но весь этот проект стоит 6 млн. Как его можно отбить в реалиях нынешнего CS:GO? 

Вот поэтому клубы и закрыты – в том числе чтобы не выглядеть так, как us Cloud9. Второй момент: мы в СНГ готовы озвучивать свои цифры. Но мы знаем, что другие клубы не смогут. Им нечего показать, потому что большинство из них дотационные. Совсем. Показывать, что ты жжешь миллион-два долларов в год публично никто не будет.

Болельщики, как я уже писал в отчете, успешность оценивают чуть иначе. А все-таки надо помнить, что это бизнес. И поэтому, наверное, другие СНГ-организации не отчитываются в таком формате, потому что бизнеса там нет и близко. 

Все всегда говорят, что Дота – дисциплина, которая не окупается. Мы тратим больше, чем получаем. Есть ли ещё такие «дотационные» дисциплины?
uaЕвгений Золотарев
, 

На текущий момент у нас таких больше нет, потому что издатели тех же APEX и PUBG начали помогать клубам, видя негативный тренд по просмотрам и игрокам. Видимо, еще и терять компететив клубы им не хотелось. Но и денег это не приносит. Это плюс-минус помогает закрываться в ноль. 

Если взять голую экономику CS:GO без спонсоров, ты там тоже не отобьешся, даже если ты ua NAVI. Ты будешь близок, но не отобьешся. Но за счет спонсоров, которых ты привлекаешь под свой клуб, ты теоретически уже можешь выйти в ноль. Поэтому на текущий момент у нас все дисциплины плюс-минус в нуле, а те, которые не в нуле, находятся в зоне риска.

Даже Дота?
uaЕвгений Золотарев
, 

Дота минусовая, конечно. И минусовой будет всегда, пока Valve не поменяет свое отношение к клубам. Они в клубах ценности не видят, и вся дисциплина заточена под игроков. И поэтому, наверное, из 10 брендов в списке Forbes только у nl Liquid есть состав по Доте. И то только потому, что это Legacy, наследие, как у нас. Надо, нельзя убирать. Это ж наша история, корни! 

Фактически Дота – как раз та дисциплина, где нет ни одного источника дохода у клубов, кроме призовых. А большая часть призовых уходит игрокам. Бизнес-модель строить на призовых тоже нельзя – это штука практически не прогнозируемая. Это казино. Но в этом году, учитывая, что Valve поотменяла все, турнирные организаторы, которые обращались к нам для участия в Omega League и прочих, чуть-чуть делились доходом с клубами. Была определенная гарантированная сумма для клуба – и это уже какой-то шажок, что-то больше похожее на в целом неплохую экосистему CS:GO. Даже учитывая, что Valve сильно ничего не делает, но хотя бы не особо мешает. Поэтому мы с турнирными организаторами придумали и создали рационально работающую модель. В Доте мы пока далеки от этого, но посмотрим, как будет выглядеть следующий сезон.

CS:GO – это тоже Valve, своя система RMR-турниров и мейджоров. Но там турнирные операторы и клубы смогли собраться вместе и сделать свои лиги с блекджеком и ревеню. А что в Доте не так? Те же самые организации, та же самая Valve. Почему нельзя сделать так же?
uaЕвгений Золотарев
, 

Модели разные. Фактически Дота – это такой любимый, младшенький ребенок. И то, что случилось с TI, – это для них очень важный момент. Само его существование и миллионы долларов – то, что раз в году приковывает внимание к их детищу, к ним как к издателю. А на самом деле это именно то, что эту экосистему ломает. Потому что эти призовые несопоставимо высоки, они никак не соотносятся к условной зарплате игроков. Поэтому влияние клубов на игроков ничтожно мало. Весь их фокус на направлен на TI. В CS:GO игроки уважают свои контракты, удельный вес зарплат в их общих доходах больше 50%. И поэтому это работает, поэтому есть уважение к клубам, к турнирным организаторам – ко всем. А Дота – это война стаков. 

Может, сейчас это немного поменяется. Был ковидный год, мы пожили без TI. Может, что-то в головах перевернется. 

Как раз во время вашего стрима вышла новость о том, что вы подписали контракты с составом по Доте. Все это время у ребят был испытательный срок?
uaЕвгений Золотарев
, 

Нет, мы давно их подписали. Привет сайберспорт.ру. Они прислали вопрос от кого-то из редакции к нашей медиа-команде: «Подтвердите, что они прошли испытательный срок». Мы подтвердили. Они написали об этом новость. 

Но фактически испытательный срок они прошли больше месяца назад. В общем, эта новость высосана из пальца. 

Ты писал, что вы планируете дальше расширять состав по CS:GO. А где предел? Когда нужно остановиться в количестве игроков?
uaЕвгений Золотарев
, 

Это эволюция, так что не знаю, посмотрим. Я изначально был против шести человек, потому что сам играл в CS, и мне казалось глупостью создавать конкуренцию одному игроку. И до сих пор считаю это глупостью. 

И в dk Astralis такая схема с 6 людьми не сработала. Там был один человек, который конкурировал и играл вместо другого. По сути, менялось всего два игрока. А fr Vitality применили другую ротационную схему: они начали использовать Ниверу на картах. Сначала на одной, потом на двух, потом на трех. И меняя там разных людей. Это уже справедливая, правильная ротация, где играет человек, который лучше готов, подкован или лучше себя чувствует на конкретной карте или мачапе. 

Все быстро сообразили, как это работает и что это надо пробовать, так что я знаю, что все клубы активно готовят кадровый резерв. И мы хотим расширять дальше, потому что 8-9-10 человек делают твою игру еще более вариативной. 

Важная проблема – это усложняет тренировочный процесс. И вот это как раз тот челлендж, который нужно решить. Второе – непосредственно турнирные организаторы и их лимиты. Сейчас мы в мире онлайна, мы можем хоть 12 человек в составе иметь и менять как хотим, ротировать. Но если мы вернемся к формату буткемп-лан, то тут многое зависит от того, сколько человек поселит турнирный организатор, сколько замен он разрешит, разрешит ли он замены прямо на сцене во время матча и т.д. Но точно это все идет куда-то в сторону баскетбола. 10+ человек, если мы говорим о CS:GO. Но не в перспективе года-двух, а лет 5, когда экономически мы к этому будем готовы платить не 5-6 людям, а 10-ти. И турнирные организаторы привозить не 5-6, а 10.

Почему из всех вариантов мобильных игр вы влетели именно в PUBG Mobile?
uaЕвгений Золотарев
, 

Во-первых, это не конец. Мы однозначно будем смотреть еще на мобильные дисциплины. Почему именно в PUBG Mobile? Потому что нам сильно интересен китайский рынок в перспективе. Не в краткосрочной, а в среднесрочной. Мы уже сделали какие-то шаги, наш CS:GO-состав стримит на Huya. У нас есть определенные планы, связанные с мерчом в Китае, поэтому PUBG Mobile там очень популярен. И, возможно, даже первый момент – у нас была возможность собрать очень сильных ребят под флагами ua NAVI из разных команд, из разных ростеров. Но это не конец.